Версия для слабовидящих
сегодня
05
Декабря
2021 года
Всемирный день волонтеров

Rus Eng

Президент России

Правительство России


facebook   twitter  RSS  YouTube Природа ТВ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Новости Минприроды России Госслужба и кадры Деятельность Документы Противодействие коррупции Пресс-служба Мультимедиа

Главная / Пресс-служба / Публикации
В "Российской лесной газете" опубликована статья руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина о современных проблемах лесной отрасли

Точки роста. Лесной комплекс России выходит на новые рубежи.

Валерий Рощупкин,
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства

На середину сентября приходится традиционный профессиональный праздник работников леса. Его отмечают сотни тысяч наших сограждан, чьи труд, бизнес, государственные обязанности или научные интересы связаны с лесным хозяйством, лесозаготовками и переработкой древесины. По самой своей идее этот праздник подтверждает чрезвычайно важный для всех нас принцип единства лесного сегмента национальной экономики.

Полагаю, что профессиональный праздник работников леса с полным основанием могут считать своим еще и миллионы людей, которые пользуются так называемыми невесомыми ценностями русского леса.


Лесное хозяйство становится привлекательным для инвесторов

Профессиональный праздник – это всегда подходящий повод для того, чтобы подвести некоторые итоги и уточнить планы на будущее.

Говоря об итогах, мы обязаны констатировать: в лесном комплексе сохраняется множество нерешенных проблем и трудностей. Они связаны, во-первых, с накопленной за многие годы организационно-технологической отсталостью по всей цепочке – от лесохозяйственных работ до работ по заготовке и переработке древесины. Во-вторых – с недореформированностью отрасли.

В то же время можно утверждать, что по всем направлениям работы лесного комплекса уже сегодня есть серьезные заделы и точки роста, которые позволяют нам строить обоснованные стратегические планы развития отрасли и повышения уровня использования лесных ресурсов.

Пожалуй, главный сдвиг заключается в том, что лесное хозяйство становится отраслью, привлекательной для инвестирования. Тому есть веские причины.

Сформирована понятная и долгосрочная регулятивная среда. Ее контуры закреплены в последнее время в дополнениях и изменениях к Лесному кодексу и к ряду федеральных законов, в нормативных актах, касающихся вопросов ценового и таможенного регулирования.

Внесены коренные изменения в действующий порядок лесопользования, в систему управления и бюджетирования лесного хозяйства, а также в систему распределения полномочий и ответственности федерального центра и субъектов РФ. Лесовосстановление – а это самые главные работы в лесу – отнесено теперь к сфере ответственности федерального центра и, соответственно, напрямую финансируется из федерального бюджета. Кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства получило права и обязанности по установлению и администрированию лесных платежей, то есть организации финансовых отношений со всеми категориями лесопользователей.

В основном урегулированы отношения собственности на лесной фонд, предметы ведения и ответственности. Подтверждены приоритеты федеральной собственности; в то же время в ведение регионов были переданы леса ряда категорий.

Завершающим шагом по созданию новой регулятивной среды в лесном комплексе станет кодификация большей части уже наработанных новаций в новой редакции Лесного кодекса, ожидаемого к принятию в 2006 году.


Площади восстановления превышают площади выбытия

Наш профессиональный праздник календарно приурочен к окончанию сроков основных работ по воспроизводству и защите лесов.

Отмечу в этой связи, что годовое бюджетное задание на лесовосстановительные работы выполняется в полном объеме. Объем лесовосстановительных работ составит около 670 тыс. га, примерно треть из которых приходится на посадку и посев леса. Уже сегодня площади лесовосстановления превышают площади выбытия лесов от рубок главного пользования.

В то же время нужно подчеркнуть, что этот рубеж явно недостаточен. Сводный, то есть исчисляемый по отношению ко всем видам выбытия лесов (от рубок главного пользования, пожаров, вредителей и болезней) коэффициент восстановления составляет у нас всего 66,5%. Имеет место уменьшение площади хвойных молодняков, смена хвойных пород на мягколиственные.

Для преодоления этих негативных тенденций нужны конкретные решения, освоение передовых технологий, активная работа с лесопользователями.

Все эти позиции учтены при формулировке целей и задач Программы воспроизводства лесов на 2006 – 2008 годы. В числе ее мероприятий – оптимизация объемов воспроизводства лесов по способам, методам и технологиям в зависимости от лесорастительных условий, хода естественного возобновления, транспортной доступности и экономической эффективности. Указанная программа должна, в частности, решить актуальную в настоящее время проблему формирования рационального породного состава лесов на перспективу, а также создания так называемых целевых хозяйств, обеспечивающих крупных лесопромышленников лесными ресурсами требуемого породного состава.

Для обеспечения работ по лесовосстановлению и защитному лесоразведению посадочным материалом на последующие периоды с непосредственным участием лесной науки ведутся работы по выращиванию стандартных сеянцев и саженцев древесных пород, в том числе с улучшенными наследственными свойствами. В целях сохранения генетического потенциала лесов, внедрения достижений селекции в лесное семеноводство продолжается закладка селекционно-семеноводческих объектов, в том числе лесосеменных плантаций и постоянных лесосеменных участков.

Крайне актуальной остается сегодня задача защиты лесов от вредителей и болезней. Ключевым условием принятия экологически и экономически обоснованных управленческих решений в этой сфере является ведение лесопатологического мониторинга. За последние три года нам удалось систематически увеличивать площади, охваченные лесопатологическим мониторингом; в текущем году они превысили 21,5 млн. га. Создана обновляющаяся на систематической основе база лесопатологической информации, в которую вносятся данные об изменении количества очагов вредителей и болезней, их площадь, а также сведения об изменении санитарного состояния лесных насаждений.

Ведутся испытания новых биологических препаратов, поиск новых вирусных и бактериальных патогенов, отрабатывается технология их применения в лесных насаждениях. С целью своевременного обнаружения вспышек массового размножения вредителей в лесном фонде внедрена методика феромонного слежения за популяцией сибирского шелкопряда в лесном фонде, расположенном на территории Сибирского федерального округа.

В целом к настоящему времени площадь насаждений, защищаемых биологическими методами, составила 78% от площади всех защищаемых насаждений.


Профилактика пожаров снижает уровень горимости

Начиная с текущего года на принципиально новой основе ведутся противопожарные работы в лесу: полномочия по организации тушения лесных пожаров возложены на органы государственной власти субъектов РФ с выделением соответствующих субвенций из федерального бюджета, в то время как профилактические мероприятия выполняются силами Федерального агентства лесного хозяйства.
Для реализации этой схемы пришлось оперативно разработать и реализовать организационно-экономический механизм оплаты затрат на пожаротушение из дотационных средств. Также были подписаны соглашения Федерального агентства лесного хозяйства с администрациями субъектов РФ о взаимодействии по организации тушения лесных пожаров.

Что касается профилактики, то эта задача в большей мере соответствует полномочиям и возможностям лесхозов и территориальных агентств лесного хозяйства. Для обеспечения функций по проведению профилактических противопожарных мероприятий, возложенных на Федеральное агентство лесного хозяйства, в 2005 году был увеличен общий объем финансирования на эти цели, в 2,2 раза превышающий уровень 2004 года, в том числе лимит бюджетных обязательств – в 1,7 раза.

Это позволило значительно расширить сеть пожарно-наблюдательных пунктов в лесхозах, усилить агитационно-пропагандистскую работу с населением, начать обновление парка воздушных судов лесной авиации. В рамках реализации «Пилотного проекта по устойчивому лесопользованию» территориальным органам поставлено свыше 12 тысяч единиц специальной техники и оборудования, в том числе 442 единицы тяжелой лесопожарной техники.

В текущем году мониторинг лесных пожаров с помощью так называемых ГИС-технологий, ориентированных на данные, получаемые со спутников TERRA и AQUA, проводится на площади 560 млн. га. Это позволило увеличить кратность патрулирования, а также принимать оптимальные решения по ликвидации очагов возгорания.

Благодаря своевременно проведенным предупредительным противопожарным мероприятиям уровень горимости в текущем году значительно снизился.


Мониторинг из космоса охватит всю Россию

Остановлюсь на еще одной острой проблеме – незаконных рубках. Они продолжают наносить ущерб бюджету,  экологии и имиджу российского лесного комплекса, сравнимый со всеми природными катаклизмами. И, к сожалению, несмотря на принимаемые меры, их объемы не снижаются.

В противодействие незаконным рубкам сегодня мы делаем ставку на широкое использование системы дистанционного мониторинга за организацией лесопользования. Эта система основана на методике аналитико-измерительного дешифрирования материалов космической и крупномасштабной аэрофотосъемки мест рубок главного пользования в многолесных районах нашей страны. Указанная система включает пять центров дистанционного мониторинга на базе ФГУ «Авиалесоохрана» и его филиалов в Республике Карелия, Нижегородской области, Красноярском и Хабаровском краях.

Применяемые технологии резко повышают объективность и достоверность контроля заготовки древесины на главном этапе контроля – лесосеке, дают возможность в полном объеме представлять к взысканию с лесопользователей и нарушителей лесного законодательства сумм неустоек и ущерба, причиненного лесному хозяйству. И, может быть, самое главное: они полностью исключают так называемый субъективный фактор, или, попросту говоря, возможность «неформальных договоренностей» недобросовестных лесопользователей и работников лесхозов.

В наших планах на 2006 год – охватить таким контролем всю территорию интенсивного лесопользования России (около 140 млн. га лесного фонда), а в течение двух последующих лет – весь эксплуатируемый лесной фонд.

Другое важнейшее направление – деятельность в рамках Межведомственной комиссии по борьбе с незаконными лесозаготовками. На базе комплексного использования возможностей всех заинтересованных ведомств обеспечивается пресечение нарушений по всей цепочке оборота лесной продукции: заготовке, транспортировке, торговле, экспорту, первичной обработке. В сентябре в Хабаровске прошло окружное совещание по теме «Незаконные рубки и нелегальный оборот древесины в Хабаровском и Приморском краях». В рамках этого совещания проанализированы, в частности, формы и результативность работы упомянутой межведомственной структуры.

Для усиления работы по пресечению нарушений лесного законодательства и правил лесопользования подготовлены предложения о предоставлении Рослесхозу права создания ведомственной охраны. Ее основная цель – обеспечение функций по охране государственного имущества, находящегося в ведении Рослесхоза, его территориальных органов и подведомственных организаций.

Еще одно направление противодействия незаконным рубкам – международное сотрудничество. Здесь наша заинтересованность понятна: ведь каждый доллар прибыли оборотистых мастеров нелегальных заготовок древесины и «серого экспорта» оборачивается многократно большими потерями легального российского бизнеса и государства, в том числе – за счет ухудшения международного имиджа всего нашего лесного сектора экономики. Поэтому нам остро необходимы:

– взвешенные, выверенные всеми сторонами международного сотрудничества оценки фактического положения дел – без приукрашивания, но и без искусственного нагнетания негатива;

– понимание и поддержка наших собственных действий со стороны наших зарубежных партнеров, а также их адекватные контрольные действия на другой стороне каждой экспортно-импортной сделки.

В ноябре текущего года в Санкт-Петербурге пройдет Министерская конференция в рамках Европейско-Североазиатского международного переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ЕСА ФЛЕГ). Конференция, к которой ведется тщательная подготовка, безусловно, не станет формально-протокольным мероприятием. На ней ожидается принятие соответствующей декларации стран-участниц, а также индикативного перечня действий на краткосрочную перспективу.


Бюджетные ассигнования в 2006 году послужат хорошим стартом

Лесное хозяйство является и останется в перспективе централизованно управляемой бюджетной отраслью. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ лесное хозяйство переходит на принцип «бюджетирования по результату», в увязке с ростом лесного дохода. Именно от этого будет зависеть освоение новых эффективных технологий по всему спектру лесохозяйственной деятельности.
Агентство разработало и предлагает к реализации ведомственные бюджетные целевые программы до 2008 года, отвечающие основным направлениям нашей деятельности. Эти программно-целевые подходы уже используются при подготовке бюджета 2006 года.

Отрадно отметить, что в рамках бюджетного процесса мы получили поддержку экономических ведомств в части восстановления федеральной целевой программы «Лесное хозяйство». В ее рамках уже с 2006 года за счет средств федерального бюджета будут реализованы мероприятия по развитию материально-технической базы, включая авиационную и наземную технику для профилактики и борьбы с лесными пожарами, строительству лесовозных дорог, авиакосмическому мониторингу лесов.

Планируемые бюджетные ассигнования 2006 года – это, по нашему мнению, только старт для преодоления многолетнего инвестиционного голода в отрасли. Представляется, что эти бюджетные ассигнования должны сработать не только сами по себе, но и, главное, стать катализатором для привлечения частных инвестиций в лесной сектор экономики.

В первую очередь это относится к строительству лесохозяйственных дорог. Мы совместно с регионами поддерживаем лесопользователей, которые на свои средства уже начали восстанавливать и развивать лесную инфраструктуру. Такие позитивные факты уже отмечаются, например, в Вологодской области и ряде других регионов.

Федеральным агентством лесного хозяйства подготовлены инвестиционные программы и проекты строительства лесохозяйственных дорог в различных лесосырьевых регионах с многовариантными решениями по способам и источникам финансирования. Имеются в виду средства лесопользователей, кредиты финансовых институтов, средства бюджетов субъектов РФ.


Затягивать реформу лесхозов мы не имеем права

Эффективное использование бюджетных средств, получение максимальной отдачи от каждого вложенного бюджетного рубля самым непосредственным образом связаны со структурными преобразованиями в отрасли в соответствии с принципами административной реформы.

Напомню, что сегодня в ведении Федерального агентства лесного хозяйства находится свыше 1800 организаций, 1759 из которых – лесхозы. Перед нами стоит задача разделения государственного управления и хозяйственных функций. Разработаны и рекомендованы для практического внедрения ряд моделей организации работы лесхозов, отражающих различные условия лесохозяйственной деятельности и лесопользования. В рамках этих моделей к активной лесохозяйственной деятельности будут привлечены лесопользователи в рамках обременений к договорам аренды, а также те или иные малые бизнес-структуры на основе государственных контрактов.

Процесс разделения функций является очень сложным для всего лесного хозяйства. Он ломает привычные стереотипы экономического поведения сложившихся производственных коллективов, требует кардинальных изменений в технологии бюджетного планирования и исполнения бюджета.

Однако мы не имеем права затягивать реализацию этой реформы. Опыт наших коллег и соседей по когда-то единому советскому лесному хозяйству показывает: только последовательные и решительные преобразования отрасли обеспечивают эффективность лесопользования и создание нормальных социальных условий для тружеников леса.


Аукционы повышают цену древесины до рационального уровня

Сводные результаты всех наших усилий в части организации управления, бюджетирования и реформирования отрасли наглядно показывают итоги первых семи месяцев текущего года. Главный из них в том, что лесное хозяйство продолжает обеспечивать устойчивое предложение лесных ресурсов для реального сектора экономики, населения и экспорта.

Напомню, что объем заготовок древесины за счет рубок всех видов пользования в целом по стране достиг в прошлом году 180 млн. м3, в том числе в лесах, находящихся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, – 160 млн. м3. Расчетная лесосека, то есть потенциальный объем предложения лесного ресурса, увеличилась до 519 млн. м3. Все эти показатели будут наверняка превышены в текущем году.

Среди предварительных итогов года можно отметить увеличение лесного дохода на 10,6%. Также продолжала развиваться система лесных аукционов. При этом аукционная цена одного кубометра обезличенной древесины превысила 96 руб., приближаясь тем самым к экономически рациональному уровню.

В этих цифрах отразились не только улучшения в работе по установлению ставок лесных податей и администрированию платежей за пользование лесным фондом, но и общее повышение эффективности лесопользования. Отмечу, что установление ставок производится на основе объективных лесохозяйственных и транспортно-географических данных, а также конъюнктуры рынка. К настоящему времени соответствующая нормативно-методическая работа выполнена; в разумных пределах увеличены ставки на куб древесины по всем регионам России. Полагаю, что такое увеличение является разумным компромиссом между интересами государства и бизнеса.

Разумеется, все это только начало большой работы, которую еще предстоит проделать, ведь достигнутая у нас доходность с гектара лесного фонда намного ниже, чем у наших зарубежных коллег по лесному цеху.

Основной путь к решению этой задачи определен лесным законодательством и упомянутой концепцией развития лесного хозяйства. Он сводится к использованию долгосрочной аренды в качестве основного механизма лесопользования. При этом доступ к лесным ресурсам лежит через открытый аукцион или конкурс, причем преимущества будут иметь лесопользователи, имеющие собственную переработку, долгосрочные инвестиционные проекты, ответственное отношение к воспроизводству и защите лесов. Законодательство уже предусматривает возможность передачи таким лесопользователям ответственности за ведение лесного хозяйства.

Аренда участков лесного фонда уже стала основной формой лесопользования. К началу второго полугодия текущего года площадь арендованных участков для заготовки древесины возросла до 90 млн. га с объемом отпуска древесины 129 млн. м3, что превышает объемы соответствующего периода 2004 года на 9,4 млн. м3.

В то же время нельзя не отметить, что основную массу арендаторов все еще составляют мелкие, маломощные предприятия, неспособные выполнять обязанности долгосрочного арендатора или – тем более – заниматься ведением лесного хозяйства. Ведь в российской ЛПК оперируют свыше 20 тысяч предприятий, половина из которых являются самостоятельными экспортерами!

По самому оптимистическому счету только сотни из них – самые крупные – способны перестраивать морально и физически устаревшую производственною базу, осваивать эффективные технологии глубокой переработки древесины. Самые перспективные среди них – вертикально интегрированные структуры ЛПК.

Кроме того, значительная доля лесопользования остается в зоне архаичного и неэффективного административного распределения лесных ресурсов.

В качестве мер по дальнейшему развитию перспективных форм лесопользования мы в полной мере используем новые правовые возможности: пересмотр арендных договоров, предквалификация арендаторов, конкурсный отбор лесопользователей и аукционное установление лесных платежей. Кроме того, заработала новая организационная структура – это центральная и региональные экспертные лесосырьевые комиссии. Их основные функции: рассмотрение и утверждение территориальных программ проведения лесных конкурсов, решение вопросов отвода лесосек под рубки главного и промежуточного пользования.

С текущего года мы приняли в качестве критерия оценки уровня лесопользования увеличение удельного веса аренды и аукционов с одновременным снижением доли административного распределения лесных ресурсов.


Перспективные направления ЛПК – строительство и энергетика

Лесной комплекс – это единый по сути сегмент национальной экономики. Результаты работы лесного хозяйства самым непосредственным образом отражаются на ситуации в лесопромышленном комплексе, где мы сегодня с удовлетворением отмечаем серьезные позитивные сдвиги.

Практически во всех лесосырьевых регионах реализуются региональные целевые программы развития глубокой переработки древесины, отмечается рост инвестиций и ввод новых мощностей по переработке. Инвестиции в ЛПК достигли в прошлом году рекордной цифры в 2 млрд. долларов; в текущем году этот рубеж наверняка будет превзойден. По многим видам продукции деревообработки наблюдается устойчивый рост импортозамещения.

Полагаю, что для закрепления этих тенденций необходимо решить ряд проблем, общих для всего лесного сектора экономики, который, еще раз подчеркну это обстоятельство, располагает огромными неиспользуемыми резервами. Даже самые консервативные оценки показывают, что объем производства ЛПК может быть удвоен за ближайшие 5 – 6 лет.

Разумеется, выход на эти рубежи является крайне непростой задачей: внутренний рынок в пределах всех традиционных сегментов спроса насыщен, как за счет внутреннего производства, так и импорта. Мировой рынок готовой продукции – остро конкурентен; его объективные условия выдавливают российского экспортера в крайне невыгодный для национальной экономики сегмент «круглого леса».

Есть основания полагать, что сложившиеся тенденции могут быть преодолены исключительно за счет выхода в принципиально новые сегменты спроса, а также прорывных решений технологического и институционального плана.

Наиболее перспективными и в некотором смысле новыми сферами применения древесного сырья являются, по нашему мнению, строительство и энергетика. Первая из них связана прежде всего с широким применением современных материалов древесного происхождения в рамках технологий панельного и каркасного деревянного домостроения. Вторая – с развитием местной и коммунальной энергетики, ориентированной на использование так называемого пеллетного топлива.

Зарубежный опыт показывает, что именно на этих путях открываются возможности для ускоренного роста национальной лесной промышленности, решения важнейших задач, относящихся к национальной программе доступного жилья, а также к структурным реформам в сферах энергетики и коммунального хозяйства.

При этом, что нужно подчеркнуть особо, освоение обеих названных сфер применения древесного сырья – строительной и энергетической – чрезвычайно полезно для лесного фонда, да и для глобальной экологии в целом.

Дело в том, что лесные территории, покрытые перестойным и низкосортным лесом, гари, участки, пораженные вредителями и болезнями леса, занимают сегодня площади в десятки млн. га; они не приносят лесного дохода и, одновременно, не выполняют главную экологическую функцию лесов – депонирование углерода и генерацию кислорода. Вовлечение в хозяйственный оборот указанных ресурсов сделает экономически выгодной расчистку лесных территорий и, соответственно, резко ускорит экологически необходимый процесс обновления лесов.


Государственно-частное партнерство даст мощнейший импульс

то сегодня препятствует решению названных перспективных задач?

Суть дела в том, что государство, будучи объективно заинтересованным в решении названной глобальной экологической задачи, не может и не должно в современных условиях брать на себя предпринимательские функции. Между тем освоение строительной и энергетической спросовой ниши на лесные ресурсы является, очевидно, именно сферой предпринимательства. В то же время частный бизнес, входящий в любой из названных сегментов, заранее обременяет себя дополнительными рисками, связанными с существенной неопределенностью перспектив спроса.

В силу названных причин здесь было бы уместно обратиться к такому механизму, как государственно-частное партнерство (ГЧП), уже получившему принципиальную поддержку со стороны руководства правительства России и наших экономических ведомств в качестве инструмента для реализации крупных национальных проектов.

Непосредственный вклад государства может быть оплачен участками лесного фонда, передаваемыми в долгосрочную аренду, а также определенными бюджетными ассигнованиями в строительство лесовозных дорог, в НИОКР и проектные работы, связанные с реализацией конкретных проектов. Кроме того, чрезвычайно важен «неимущественный вклад» государства, а именно – включение высокотехнологичного деревянного домостроения и пеллетного топлива в федеральные программы и проекты регионального развития, реформирования ЖКХ, решения жилищных проблем военнослужащих и других категорий населения, получающих государственную поддержку, а также поддержка PR-кампаний, необходимых для продвижения указанных продуктов и технологий.

Частный бизнес принесет прежде всего предпринимательскую инициативу, кадровый потенциал, наработанные за последние годы управленческие технологии и, наконец, собственные финансовые ресурсы. При этом создаваемое ГЧП, обеспеченное ресурсной базой и вовлеченное в сбытовые программы федерального и регионального уровней, станет привлекательным заемщиком для ведущих отечественных и зарубежных банков.

В настоящее время интерес к реализации такого проекта уже подтвердили ряд крупных банков и лесопромышленных структур.

Проект, контуры которого мы обозначили, затрагивает важнейшие сферы жизни общества и государства – экологию леса, решение проблемы доступного массового жилья, в том числе для молодежи, военнослужащих, малообеспеченных семей, вовлечение в экономический оборот альтернативных и фактически неисчерпаемых источников топлива. Он сможет дать мощнейший импульс регионального развития, в том числе для многих проблемных регионов, испытывающих острый дефицит рабочих мест. Словом, этот проект можно со всеми основаниями считать национальным.

Именно по этой причине мы сочли уместным еще раз привлечь к этой новации внимание общественности в контексте профессионального праздника работников леса.


Свои вопросы в адрес руководителя
Федерального агентства лесного хозяйства
вы можете направить через редакцию
«Российской лесной газеты»
или официальный сайт Рослесхоза
http://les.mnr.gov.ru
Справки по телефонам: (095) 230-86-84, 230-85-60


Опубликовано: 19 Сентября 2005 (16:17)


Важная тема

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году»

Читать далее

Отчёт и атлас ЭСПО «Северный поток – 2»

Читать далее

Ваш вопрос министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Фотогалерея

Федеральный портал управленческих кадров Охрана озера Байкал Открытые данные Особо охраняемые природные территории РФ
Реформа государственных учреждений Новости «зеленой» экономики Аллея России Открытое Министерство
Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации

Почтовый адрес: 125993, Москва, Большая Грузинская ул., 4/6
Телефон: +7(499)254-48-00 Факс: +7(499)254-43-10, +7(499)254-66-10
При копировании информации ссылка на источник обязательна

Новая версия сайта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять через форму обратной связи