Версия для слабовидящих
сегодня
05
Декабря
2021 года
Всемирный день волонтеров

Rus Eng

Президент России

Правительство России


facebook   twitter  RSS  YouTube Природа ТВ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство по недропользованию
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Новости Минприроды России Госслужба и кадры Деятельность Документы Противодействие коррупции Пресс-служба Мультимедиа

Главная / Пресс-служба / Публикации
В разделе «Тенденции» газеты «Коммерсант» опубликован ряд материалов, посвященных разработанной МПР России новой классификации запасов углеводородов

"До 2001 года действовала классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденная Совмином СССР в 1983 году. В 2001 году приказом МПР России была утверждена "временная классификация". Цель новой классификации - приблизить требования по категоризации запасов к международным, более приемлемым для условий рыночной экономики". ЮРИЙ ПОДТУРКИН, председатель Госкомиссии по запасам полезных ископаемых МПР

Арктический шельф невозможно переоценить.

На шельфе Арктики выявлено 48 перспективных структур, из них 11 - месторождения нефти и газа. Об этом, по сообщению агентства Regnum, рассказал вчера на международном семинаре "Нефтегазовая промышленность. Сотрудничество в Баренцевом регионе" заместитель главы администрации Архангельской области Рафаэль Галимзянов. По его словам, суммарный потенциал месторождений составляет более 2 млрд тонн нефти и более 12 трлн кубометров газа. Штокмановское и Приразломное месторождения, в частности, имеют добываемый ресурс около 70 млн тонн нефти.

Между тем компаниям, которым предстоит осваивать шельфовые месторождения, похоже, придется в оценку их запасов включать рентабельность добычи. Оценку запасов по их экономической эффективности предусматривает разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) новая классификация запасов углеводородов. Министерство рассчитывает, что новая классификация будет принята уже в этом году и вступит в силу еще через год. Представители МПР заявляют, что оценка запасов углеводородов по их экономической эффективности приближает новую классификацию к международным стандартам, однако специалисты российских нефтегазовых компаний не согласны с новым мнением.

Юрий Подтуркин, председатель Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов: "Новая классификация будет более жесткой".
Автор: Интервью взял ДЕНИС СКОРОБОГАТЬКО

- Зачем понадобилось разрабатывать новую классификацию запасов нефти и газа и чем она отличается от ныне действующей?

- До 2001 года действовала классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденная постановлением Совмина СССР от 8 апреля 1983 года. В 2001 году приказом МПР России была утверждена "временная классификация". Цель новой классификации - приблизить требования по категоризации запасов к международным, более приемлемым для условий рыночной экономики. Инициативная группа по разработке новой классификации была создана в 2002 году из ведущих специалистов в области геологии нефти и газа. В сравнении с действующей классификацией новая конкретизирует категории запасов и дает более полную информацию. Нельзя сказать, что существующая классификация плоха, но это процесс эволюции: наступил период, когда нужно внести изменения, связанные с экономической оценкой запасов и степенью их промышленного освоения. Рабочая группа подготовила максимально гармонизированный вариант. За основу взята та база, которая была наработана за многие годы и в значительной степени она приведена к международным требованиям. То есть она близка к международным стандартам и в то же время не отрицает все то хорошее, что было.

- Нефтяники жалуются, что многие их замечания не были учтены. Правда ли это?

- Да. И наши замечания тоже не все были учтены. Нельзя охватить все. Чем-то приходится жертвовать ради поднятия на новую ступень. Заказчиком классификации является МПР России. Она пока окончательно не утверждена, в ходе согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами может возникнуть необходимость нового обсуждения.

- Каких затрат потребует переход к новой классификации?

- Предполагается, что из бюджета будут выделены деньги для пересчета запасов, которые находятся в нераспределенном фонде. Сколько будут стоить все работы, связанные с пересчетом запасов по новой классификации, сейчас сказать сложно. Пока мы оцениваем последствия пересчета запасов с точки зрения объемов и необходимого времени. Что касается распределенного фонда недр, то пересчет запасов будут осуществлять недропользователи. После пересчета в обязательном порядке будет осуществляться государственная экспертиза. В целом работа по пересчету, по самым оптимистичным оценкам, займет не менее трех лет. Очевидно, на переходный период в государственном балансе будет две системы учета.

- В проекте классификации не описан механизм экономической оценки запасов. Это будет сделано дополнительно?

- Назначение классификации - установить единые для Российской Федерации принципы подсчета и государственного учета запасов и ресурсов углеводородного сырья. Классификация определяет условия отнесения выявленных и разведанных в недрах запасов углеводородного сырья к определенным категориям по степени их изученности. Дальнейшие шаги - подготовка инструкций по применению классификации запасов и других методических документов. Эти документы конкретизируют, наполняют некоторые понятия и определяют механизм реализации основных принципов новой классификации. Что касается терминологии, принятой в классификации, то она адаптирована к классификации SPE.

- А насколько будут похожи результаты оценки запасов?

- Рабочая группа пересчитала запасы ряда месторождений по новой классификации и сравнила результаты с оценками по SPE. Разница составляет всего 3-4%.

- А в сравнении с действующей российской классификацией?

- Общая оценка запасов не изменится. Просто они могут перейти из одной категории в другую. Большая часть запасов сейчас относится к категории С1 - в результате пересчета она значительно сократится. Часть запасов перейдет в более высокую категорию (В), а часть - в категорию более низкую (С2). Именно категория С1 подлежит наибольшему пересчету, поскольку она в настоящее время не позволяет с большой точностью учитывать запасы, фактически подготовленные к промышленной разработке. Новая классификация вообще будет более жесткой к требованиям по категоризации запасов.

- А как оценка запасов по их геологической изученности будет соотноситься с оценкой по экономической эффективности?

- У нас сейчас к промышленным запасам относятся все запасы категорий А, В и С1. И считается, что это запасы уже балансовые, то есть подлежащие к извлечению при соответствующем коэффициенте извлечения с приемлемой экономической эффективностью. Но практика показывает, что, несмотря на высокую степень изученности, при определенных условиях отработка запасов высоких категорий может оказаться нерентабельной. Поэтому будут разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок и условия пересчета запасов по степени рентабельности их освоения.

Автор: ДЕНИС СКОРОБОГАТЬКО, НАТАЛИЯ ГРИБ

Минприроды перетряхивает запасы.

"Нефтяники считают, что в новой классификации присутствуют неоднозначные и непонятные критерии, которые серьезно усложняют ее практическое применение».

Министерство природных ресурсов (МПР) объявило о завершении разработки проекта новой классификации запасов и ресурсов углеводородов, адаптированной к международным стандартам. МПР рассчитывает, что новая классификация будет принята уже в этом году. Профильные специалисты нефтегазовых компаний, однако, считают, что проект новой классификации запасов требует серьезной доработки.

От достоверных запасов до прогнозных

Проект новой классификации запасов нефти и газа, которая пришла бы на смену устаревшей советской классификации, разрабатывается уже почти три года. "Введение новой классификации необходимо в связи с развитием рыночных отношений в России, а также изменением нормативно-правовой базы в области недропользования", - отмечает представитель МПР. По его словам, "в новых условиях прежняя система оценки запасов, которая базируется только на степени геологической изученности, устарела - по существующим международным стандартам классификация запасов должна учитывать их рентабельность, оценивать риски инвесторов, способствовать эффективному управлению государственным фондом недр".

Перед разработчиками новой классификации была поставлена задача свести воедино три признака запасов углеводородов: экономическую эффективность, степень промышленного освоения и степень геологической изученности. В действующей российской классификации фактически использована только одна характеристика запасов - степень их геологической изученности. При этом разработчики новой классификации посчитали, что и международные классификации России не подходят, поскольку главное внимание в них уделено оценке экономической эффективности запасов. За это геологи критикуют, в частности, самую распространенную в мире систему SPE/WPC, разработанную обществом инженеров-нефтяников (Society of Petroleum Engineers, SPE) и Мировым нефтяным конгрессом (World Petroleum Congress, WPC).

В итоге главным отличием предлагаемой новой российской классификации запасов от действующей сегодня, по словам директора департамента государственной политики и регулирования в области природопользования МПР Сергея Федорова, "является выделение на основе принятых международных стандартов групп запасов по экономической эффективности". Новая классификация предлагает разделить промышленно -значимые запасы углеводородов по их экономической эффективности на две группы: нормально-рентабельные и условно-рентабельные. К первой группе относятся запасы месторождений, "вовлечение которых в разработку на момент оценки, согласно технико-экономическим расчетам, экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды". Условно-рентабельными считаются запасы месторождений, разработка которых "не обеспечивает приемлемую эффективность в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на нефть и газ или появлении новых оптимальных рынков сбыта и новых технологий".

Ресурсы углеводородов новая классификация по экономической эффективности разделяет также на две группы: рентабельные и неопределенно-рентабельные. К рентабельным относятся "ресурсы, имеющие положительную предварительно (или экспертно) ожидаемую стоимость запасов". К неопределенно-рентабельным - "ресурсы, на дату оценки имеющие неопределенную ожидаемую стоимость запасов".

Кроме того, в новой классификации изменены требования к выделению категорий запасов и ресурсов по степени геологической изученности. Запасы углеводородов предлагается разделить на четыре категории: достоверные (А), установленные (В), оцененные (С1) и предполагаемые (С2). Ресурсы нефти и газа новая классификация разделяет на локализованные (D1), перспективные (D2) и прогнозные (D3). Критерии разделения запасов и ресурсов углеводородов по степени их геологической изученности в соответствии с действующей и новой классификациями приведены в справке.

"Неоднозначно и непонятно"

МПР России планирует осуществить переход на учет запасов по новой классификации в течение года после ее окончательного утверждения, но руководитель Госкомиссии по запасам (ГКЗ) Юрий Подтуркин полагает, что для этого понадобится не менее трех лет (см. интервью с господином Подтуркиным на этой же странице).

Заместитель председателя правления НГК "Итера" Дмитрий Соковец считает, что предлагаемая новая классификация - "шаг вперед по сравнению с предыдущей российской классификацией, основное отличие которой от западной практики проведения аудита запасов относится к области коммерческой оценки". "Но вместо понятий запасов доказанных, вероятных и возможных, принятых по западной классификации, появляются собственные названия категорий ресурсов и запасов", - сетует господин Соковец. По его мнению, новая классификация может стать лишь "переходной" от старой классификации к мировым стандартам. "В настоящее время и ближайшие три-пять лет нефтегазодобывающие компании для получения оценки своих активов будут продолжать пользоваться компаниями-аудиторами, оценка которых удовлетворяет требованиям банков при финансировании нефтегазовых проектов", - полагает замглавы "Итеры".

С ним согласен представитель ЛУКОЙЛа. "В случае принятия классификации в ее существующем виде российские компании для выхода на международные и финансовые рынки будут вынуждены, как и в настоящее время, оценивать запасы дважды - по российской классификации и по международным стандартам", - говорит представитель ЛУКОЙЛа. Коллегу поддерживает профильный сотрудник другой крупной нефтекомпании, заявивший „Ъ", что "задача свести три критерии (геологическая изученность, степень промышленного освоения и экономическая рентабельность) в единую систему и одновременно сделать классификацию сопоставимой с международными решена не полностью".

"Наиболее важная часть - оценка извлекаемых запасов и их стоимости в классификации практически не прописана, вследствие чего выделить категории извлекаемых запасов не представляется возможным", - считает специалист, пожелавший остаться неназванным. По его словам, извлекаемые запасы, подсчитанные по данной классификации, не будут сопоставимы с доказанными запасами, оцененными по международным стандартам, "так как помимо обычных экономических условий оценки по классификации SPE на них накладываются ограничения, связанные с планами разработки и их реальным выполнением, себестоимостью продукции, наличием рынка сбыта и контрактов на реализацию продукции, условиями транспортировки".

Действительно, количественная оценка извлекаемых запасов по SPE в значительной степени зависит от сроков действия лицензий, доли собственности, политических и правовых аспектов и прочего. Кроме того, как отмечают нефтяники, по классификации SPE категории геологических и извлекаемых запасов не всегда совпадают даже на разбуренных месторождениях (например, запасы нерентабельны для извлечения или относятся к нераспределенному фонду, отсутствует инфраструктура). "Предлагаемые неоднозначные и непонятные по смыслу критерии: „промышленно значимые", „непромышленные", „нормально-рентабельные", „условно-рентабельные" и т. д., которые не имеют количественных значений, серьезно усложняют практическое применение классификации", - считает представитель крупной нефтекомпании. Он также отмечает, что новая классификация предлагает оценивать экономическую эффективность не только извлекаемых, но и геологических запасов, что, по его мнению, неприменимо. "Во всех же международных классификациях понимается, что геологические запасы и ресурсы - это объем углеводородов, который находится в недрах. Их оценка не зависит ни от техники и технологии добычи, ни от существующих экономических и правовых условий, а их достоверность определяется только геологической изученностью", - говорит нефтяник.

Специалист другой крупной нефтекомпании отмечает, что предлагаемая классификация "изобилует неоднозначными критериями, которых быть не должно". Он также критикует проект новой классификации за несвязанность раздела "Группы запасов и ресурсов нефти и газа по экономической эффективности" с категориями запасов и ресурсов по геологической изученности и степени промышленного освоения.

Еще один профильный специалист отмечает, что в новой классификации "не прописан механизм оценки извлекаемых запасов и их стоимости, чему в западных классификациях уделяется основное внимание, и по этой причине она не может быть интегрирована с ними". "Последний вариант классификации рассматривался на заседании экспертно-технического совета ГКЗ в сентябре 2004 года, где были высказаны принципиальные замечания, однако они не учтены в окончательном варианте", - жалуется собеседник „Ъ". По его словам, "мнение специалистов научных и производственных предприятий было единодушным, что в представленном виде классификация не может рассматриваться как документ для разработки инструкции по подсчету запасов и нуждается в кардинальной переработке".

Не исключено, что замечания специалистов еще будут учтены в ходе согласования проекта классификации с профильными министерствами и ведомствами, однако вряд ли он подвергнется действительно кардинальной переработке.

[Графические материалы:
Структура новой классификации запасов и ресурсов углеводородов
Материалы доступны в бумажной версии издания]

Термины, используемые в новой классификации

Геологические запасы - то количество нефти, горючих газов и содержащихся в них попутных компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах. Запасы нефти и газов подсчитываются раздельно по результатам геологоразведочных работ и разработки месторождений. Объектом подсчета запасов являются открытые залежи (части залежей) с доказанной промышленной нефтегазоносностью.

Геологические ресурсы - то количество нефти, горючих газов и попутных компонентов, которое содержится в не вскрытых бурением ловушках, нефтегазоносных или перспективных нефтегазоносных пластах, горизонтах или комплексах. Ресурсы нефти и газов оцениваются раздельно в пределах нефтегазоносных провинций, областей, районов, зон, площадей и отдельных ловушек. Объектом оценки ресурсов являются скопления нефти, горючих газов в нефтегазоносных комплексах, горизонтах и ловушках, наличие которых в недрах прогнозируется по результатам геологических, геофизических и геохимических исследований.

Извлекаемые запасы - часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологий добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.

Промышленно значимые запасы - извлекаемые запасы, извлечение которых из недр на дату подсчета экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологий добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.

Непромышленные запасы - запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки экономически нецелесообразно либо технически или технологически невозможно. В данную группу входят запасы месторождений, которые экономически нерентабельны для освоения на современном этапе, а также законсервированные месторождения, месторождения, расположенные в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры, а также месторождения, значительно удаленные от транспортных путей и территорий с развитой инфраструктурой нефтедобычи. На месторождениях и залежах с непромышленными запасами подсчитываются и учитываются геологические запасы.

Категории запасов и ресурсов углеводородов по их действующей российской классификации

Запасы нефти и газа по степени изученности подразделяются на разведанные - категории А, В и С1 - и предварительно оцененные - категория С2. Ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на перспективные (С3) и прогнозные (D1 и D2).

К категории А относятся запасы, детально изученные разведочным и эксплуатационным бурением и находящиеся в промышленной разработке. КВ - запасы, изученные разведочным бурением или находящиеся в опытно-промышленной эксплуатации. К С1 - запасы по новым залежам, нефтегазоносность которых установлена на основании благоприятных показателей геологоразведки, а также запасы части залежи, примыкающей к площадям с запасами категории В.

К С2 относятся запасы в известных нефтегазовых провинциях по разведанным месторождениям на неразведанных перспективных участках и по тектоническим блокам, примыкающим к запасам более высоких категорий, а также по вскрытым пластам, нефтегазоносность которых установлена по данным промысловогеофизических исследований, или на новых площадях, условия залегания залежей в пределах которых определены достоверными для данного района методами геологических и геофизических исследований. К С2 также относятся запасы в новых нефтегазоносных провинциях, где условия залегания залежей и продуктивность горизонтов установлены на основании геолого-геофизических исследований и где получены промышленные притоки нефти и газа в единичных скважинах.

Категория С3 - перспективные ресурсы площадей, подготовленных для бурения и находящихся в пределах нефтегазоносного района. Категория D1 - прогнозные ресурсы нефти и газа, оцениваемые в пределах крупных структур с доказанной промышленной нефтегазоносностью. Категория D2 - прогнозные ресурсы нефти и газа, оцениваемые в пределах крупных региональных структур, промышленная нефтегазоносность которых еще не доказана.

Категории запасов и ресурсов углеводородов, предлагаемые новой классификацией

Запасы нефти и горючих газов по геологической изученности и степени промышленного освоения подразделяются на категории: А (достоверные), В (установленные), С1 (оцененные), С2 (предполагаемые). Ресурсы нефти и горючих газов по геологической изученности подразделяются на категории D1 (локализованные), D2 (перспективные) и D3 (прогнозные).

К категории А относятся запасы промышленно освоенных залежей (или их частей) и запасы, которые могут быть извлечены дополнительно из геологических запасов за счет уплотнения первичной сетки эксплуатационных скважин.

К категории В относятся запасы участков залежей в зоне дренирования скважин, в которых получены промышленные притоки при испытании и (или) пробной эксплуатации.

К категории С1 относятся запасы неразбуренной части залежи, непосредственно примыкающей к запасам категории А+В, части залежи в районе неопробованных скважин, в случае если продуктивность этой залежи доказана опробованием или эксплуатацией в других скважинах.

К С2 относятся запасы участков залежи между доказанным контуром залежи и границами участков запасов более высоких категорий, если имеется достаточно геолого-геофизической информации для заключения о непрерывности пласта; запасы пластов с недоказанной продуктивностью, но изученных по материалам геофизических исследований скважин в транзитных эксплуатационных скважинах, при имеющейся обоснованной уверенности, что по данным геофизических исследований скважин они могут быть продуктивными; запасы неразбуренных тектонических блоков на залежах с установленной продуктивностью.

Категория D1 - ресурсы нефти и горючих газов, возможно, продуктивных пластов в выявленных и подготовленных к бурению ловушках. Форма, размеры и условия залегания предполагаемых залежей определены по результатам геолого-геофизических исследований. Категория D2 - ресурсы нефти и горючих газов литолого-стратиграфических комплексов и горизонтов с доказанной промышленной нефтегазоносностью в пределах крупных региональных структур. Количественная оценка прогнозных ресурсов проводится по результатам геологических, геофизических, геохимических исследований и по аналогии с открытыми месторождениями в пределах оцениваемого региона. К категории D3 относятся ресурсы нефти и газа литолого-стратиграфических комплексов, оцениваемые в пределах крупных региональных структур, промышленная нефтегазоносность которых еще не доказана. Перспективы нефтегазоносности этих комплексов прогнозируются на основе данных геологических, геофизических, геохимических исследований.


Опубликовано: 26 Апреля 2005 (18:41)


Важная тема

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году»

Читать далее

Отчёт и атлас ЭСПО «Северный поток – 2»

Читать далее

Ваш вопрос министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Фотогалерея

Федеральный портал управленческих кадров Охрана озера Байкал Открытые данные Особо охраняемые природные территории РФ
Реформа государственных учреждений Новости «зеленой» экономики Аллея России Открытое Министерство
Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации

Почтовый адрес: 125993, Москва, Большая Грузинская ул., 4/6
Телефон: +7(499)254-48-00 Факс: +7(499)254-43-10, +7(499)254-66-10
При копировании информации ссылка на источник обязательна

Новая версия сайта Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять через форму обратной связи